image1 image2 image3

Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. Страница 62

В 90-е гг. I в. до н.э. Сыма Цянь завершил фундаментальный труд, ставший образцом для последующих дина- стийных хроник и летописных сводов. «Ши цзи» включают 130 глав, охватывающих историю Китая с так называемого легендарного периода до конца II в. до н. э. Сыма Цянь впервые применил комплексный принцип исследования, сочетающий хронологическое описание наиболее важных событий по годам, тематическое освещение различных сторон общественной жизни и жанр биографий ключевых участников исторического процесса.

На его мировоззрение и концептуальные подходы в определенной степени повлияли идеи традиционных китайских философских школ, прежде всего раннего конфуцианства и, отчасти, эклектичного даосизма. Однако масштабы личности ученого и его творения позволяют говорить о яркой индивидуальности автора, представившего на суд читателя непревзойденный шедевр исторического повествования. По мнению знаменитого историка I в. н.э. Бань Гу, Сыма Цянь продемонстрировал оригинальный подход в осмыслении событий прошлого и самобытное видение рассматриваемых явлений. Одновременно живой и насыщенный язык, отшлифованные диалоги, впечатляющие образы с их внутренним психологизмом, глубокими размышлениями и искренними сомнениями сделали «Исторические записки» высокохудожественным произведением .

Несмотря на откровенное противостояние в истории Китая двух философских доктрин, учение легистов, воспринятое конфуцианцами позднее, в эпоху Хань, способствовало трансформации конфуцианства в государственную религию и оказало исключительно важное влияние на последующее развитие законодательства и правовых знаний не только в Китае, но и во многих других странах Дальнего Востока.

Любопытны высказывания Шан Яна о наказаниях. По его мнению, если сделать их суровыми, установить систему взаимной ответственности за преступления, то «люди не решатся испытывать на себе силу закона», а когда они станут бояться «подобных испытаний», «исчезнет потребность в самих наказаниях». Прежние правители ввели смертную казнь, вырезание коленных чашечек и клеймение, но «все это не во вред народу», а «ради пресечения зла и преступлений», ибо нет лучшего средства пресечь зло и преступления, «нежели суровые наказания».

Работа

Studenty_ilarge.jpg

Реклама