image1 image2 image3

Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. Страница 294

В пещерах 148 и 158 сохранились превосходные работы средневековых мастеров, изображающие Будду в состоянии нирваны. Они выполнены примерно в одно и то же время (VIII— IX вв.) и во многом совпадают по ключевым параметрам. Чтобы не повторяться в описаниях, автор считает вполне логичным подробнее рассказать о композиции одной из пещер, например 158, расположенной в южной части монастыря. Ее, кстати, в середине июня 2001 г. туристам не показывали.

Длина пещеры 18,2 метра, ширина 7,2, а высота 6,8 метра. На пьедестале высотой 1,43 метра у противоположной от входа стены выделена небольшая платформа, имитирующая ложе, на котором возлежит Будда, его длина 15,8 метра. Попутно следует заметить, что голова составляет почти пятую часть — не менее 3 метров. В качестве основного материала использовался камень, позднее покрытый глиняной штукатуркой. Благодаря соотношению габаритов пещеры и размеров скульптуры, последняя неизменно находится в фокусе внимания посетителя. По мнению специалистов, она одна из лучших в Китае, и с этим нельзя не согласиться.

Усопший святой изображен в образе пленительной женщины, удобно расположившейся на ночлег и только что уснувшей. Ее облик во всех деталях излучает спокойствие, умиротворение и согласие с природой. Улыбающееся лицо, изящные изгибы тела исключают на визуальном уровне мотивы печали и страданий. У головы и в ногах у божества застыли фигуры будд соответственно прошлого и грядущего, они на редкость торжественны и величественны, осознавая значение происходящего. Вся скульптурная композиция, несмотря на статичность поз, выглядит весьма естественно и гармонично во многом потому, что фигуры практически полностью отделены от стен и несут четко выраженную самостоятельную смысловую нагрузку, реализуя общий замысел художника. Как уже говорилось ранее, эти творческие приемы возникли и получили максимальное развитие в эпоху Тан.

Работа

student3.jpg

Реклама