image1 image2 image3

Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. Страница 295

Фресковая живопись не только играет роль яркого и динамичного фона, но и придает действу драматический характер. Ее главный лейтмотив — всеобщая скорбь. Так, на северной стене, за спиной у будды Майтрейи несколь - ко верующих, узнав о кончине Учителя, в отчаянии сводят счеты с собственной жизнью. Этот фрагмент примечателен тем, что в нем, судя по одеяниям, участвуют правители Китая, Тибета, государств Центральной Азии и др. На фреске противоположной стены изображена сцена безудержного горя старца Кашьяпы. На западной стене, там, где покоится голова погрузившегося в нирвану Будды, его основные ученики, Кашьяпа и Ананда, увидев друг друга, обнялись и в бессильном безмолвии опустились на землю, не пытаясь скрыть слезы глубокой скорби.

Статуи сидящих божеств в пещерах 96 и 130 ошеломляют своими размерами. В первой из них, расположенной в самом центре Могаоку, будда Майтрейя, высота которого составляет 35,5 метра, был сооружен, согласно документам, в 695 г.; во второй, — 27,3-метрового гиганта изготовили, по всей вероятности, в первой половине VIII в. Как и в случае с только что описанными скульптурами, их сначала высекли из камня, а затем соответствующим образом обработали глиной и покрасили.

Созерцая такие колоссы, даже в меру восприимчивый современный человек неизбежно наделяет их магической силой, воображая таинственные и мистические картины далекого прошлого или извлекая из памяти сцены из псевдоисторических американских боевиков. Неудивительно, что и в старые времена они были главными действующими лицами всевозможных историй. Вот одна из легенд.

Статую поменьше некогда прозвали «черным Буддой». Дело в том, что ее долго не реставрировали и не поновляли в отличие от другой, что в главной части пещерного комплекса. Столетиями приходили сюда паломники, зажигали свечи и читали священные сутры. Массивная скульптура в результате почернела и полностью оправдывала свое печальное название. Монахи и местные жители всегда считали, что она наказывает любого, кто причинит ущерб статуям и настенной живописи монастыря.

Работа

zarplata_350_450.jpg

Реклама