image1 image2 image3

Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. Страница 297

Бандиты спешно собрали вещи и скрылись в указанном направлении. Погода в горах в тот год постоянно и резко менялась. После теплого дня небо заволакивали грозные тучи, дул страшной силы ветер. В любую минуту мог начаться град величиной с куриное яйцо, зачастую хлопьями валил снег. Разбойники так и не сумели отыскать себе надежного убежища и вскоре все до одного замерзли под открытым небом.

Вспомнив это предание, невольно задумываешься о последних событиях в Афганистане. Весной 2001 г. руководители находящегося у власти движения «Талибан» отдали приказ об уничтожении всех буддийских статуй в стране, включая гигантские изображения Будды высотой 53 и 37 метров в провинции Бамиан. Они были высечены в скалах труднодоступного горного района в III — V вв., вскоре после того, как караванными тропами Шелкового пути сюда впервые пришли люди, смогли пережить нашествия полчищ Чингисхана, Тамерлана и всех остальных завоевателей.

Однако в начале ХХ! в. их участь была предрешена. По словам духовного лидера талибов муллы Мохаммада Омара, немусульманские исторические памятники противоречат учению ислама, запрещающему изображения людей. Вскоре там появились подчиняющиеся министерству по контролю за соблюдением религиозных норм специальные подразделения, которые из танков и гранатометов расстреляли уникальные культурно-исторические памятники. Одновременно были разрушены реликвии в Кабуле, Джелалабаде, Герате, Кандагаре и Газни.

Мировое сообщество было потрясено сначала планами, а затем и действиями талибов, но так и не смогло спасти скульптуры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке предложил им продать все, что они собираются разрушить. Как заявил его директор Филлипе де Монтебелло, специалисты и искусствоведы готовы приехать в Афганистан за свой счет и вывезти из страны все памятники и скульптуры, которые только смогут. Египетский религиозный деятель Фахми Новейди, близкий к запрещенным в стране «братьям-мусульманам», назвал действия талибов «антиисламскими». Он, в частности, сказал: «Ислам уважает другие культуры, даже если в них существуют обычаи, противоречащие исламским законам».

Работа

student3.jpg

Реклама