image1 image2 image3

Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. Страница 12

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально- экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированная экономика.

Основными отличительными чертами социально ориентированной экономики являются:

• плюрализм форм собственности;

• необходимость государственного сектора экономики;

• удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;

• наличие среднего класса (70-80%), обеспечивающего социальную стабильность общества.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации - сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.

Все это вызвало появление новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Работа

student3.jpg

Реклама